новости, достопримечательности, история, карта, фотогалерея Донецкой области
Донбасс информационный - путеводитель по Донецкой области
Главная Архив новостей Наши Контакты Поиск по сайту:

Новости Донецка и области

10 мая 2016 года

Дела Майдана: кого наказали и что тормозит расследование

Майдан

Майдан

Есть ли прогресс в делах противодействия “майдановцам” и почему могут давить на “прокурора Небесной Сотни” Сергея Горбатюка

Со времени жестоких избиений активистов и расстрелов мирных протестующих Евромайдана прошло более двух лет. При этом наказаны за эти преступления пока единицы.

Недавно Сергей Горбатюк, начальник Управления специальных расследований, которое занимается в том числе и этими делами, заявлял о давлении на него.

До этого, как известно, межфракционное объединение “Еврооптимисты” и адвокаты “Небесной Сотни” поддерживали его кандидатуру на должность генпрокурора. Последние даже разместили петицию на сайте президента.

Эспрессо.TV решило разобраться, есть ли прогресс в делах Майдана, какую роль на самом деле в этом играет Горбатюк и как, в случае его устранения, может развиваться расследование.

Голые цифры

В конце осени прошлого года Генпрокуратура вместе с Нацполицией и МВД провела 4 больших брифинга, где представила результаты расследования преступлений против участников Евромайдана.

Журналист Эспрессо.TV в ответ на запрос в ГПУ получил официальную информацию о результатах следствия по состоянию на апрель 2016 года. В соответствии с ответом, со времени последнего большого отчета определенные изменения все-таки произошли.

Адвокат “Небесной Сотни” Евгения Закревская называет основные сдвиги. По ее словам, в суд переданы часть эпизодов по 1-му, 11 декабря, по нападению на “Автомайдан” на улице Щорса, Крепостном переулке 23 января, по нападению на желтый автобус в Крепостном тогда же. Также передано четыре производства по 18 февраля и дело по событиям ночи 18 февраля на Майдане и Доме профсоюзов.

“Передано в суд обвинение еще по трем беркутовцам по 20 февраля и объединено с тем, что уже там рассматривается. Проведена дополнительная экспертиза, идентифицировано, с какого ствола выпущены пули, изъятые из убитых и раненых, и кому эти стволы принадлежат. Найдено оружие”, - говорит она и добавляет, что также перередан в суд еще один эпизод по “титушкам”.

При этом еще не все дела по “беркутовцам” переданы в суд.

В то же время за разгон 30 ноября, как и раньше, судят 5 человек - экс-главу КГГА Александра Попова, заместителей заместителя командира киевского полка “Беркут” Кусюка (Андрея Дидюка и Николая Тягнирядно), командира 3-й роты киевского “Беркута” Евгения Антонова и заместителя командира Юрия Шевченко. Остальные подозреваемые находятся в розыске.

Одним из самых безрезультативных эпизодов расследования остаются столкновения на улице Грушевского и убийство Сергея Нигояна, Михаила Жизневского и Романа Сеника, которые произошли 22 января 2014 года.

Напомним, что осенью 2015 года, как и сейчас, никаких конкретных достижений озвучено не было. По данному эпизоду никого не разыскивают, не держат под стражей и даже не сообщают о подозрении.

На брифингах 4 месяца назад Горбатюк лишь отмечал, что следствие проводит мероприятия для установления виновных в преступлениях. ГПУ также добавляла, что на полноту сбора доказательств на первоначальном этапе существенно повлияли факты зачистки “Беркутом” улицы Грушевского, в том числе мест совершения убийств, и разгром медсанчасти, в которой находились тела митингующих.

Отдельным эпизодом расследуются преступления против участников “Автомайдана”. Согласно данным ГПУ, сообщено о подозрении 22 “беркутовцам”, 7 человек в розыске и обвинительный акт относительно двух в суде.

При этом адвокат “Автомайдана” Роман Маселко заверил, что в этих делах есть прогресс.

“Должны быть осуществлены определенные действия, но я о них сейчас не могу говорить публично. Начались необходимые действия, чтобы добраться до заказчиков и организаторов, как минимум, среднего звена. Также появились показания низового звена”, - рассказал он.

Маселко добавил что такие процессы позволят сформировать более полную картинку и доказать определенные факты, которые в ближайшее время позволят говорить о конкретных обвинениях.

Адвокат также пояснил, что дела, которые ранее были переданы в суд, велись Киевской прокуратурой и были ненадлежащим образом оформлены. Как результат - первые оправдательные приговоры. При этом дела, которые ведет управление специальных расследований, в суд еще не передавались.

“Но я вижу, что они правильно двигаются, они анализируют все решения в комплексе, пытаются выйти на организаторов, проанализировать, кто заказывал и курировал все это. Но они даже еще не закончили сбор информации. Были определенные выемки и обыски, о которых мало кто знает, но сделано примерно 30%, если не меньше”, - рассказал Маселко, а также добавил, что у адвокатов есть претензии к следователям, ведь те работают “по-старинке”, без креативности, которой от них ожидали.

Судьи Майдана

Адвокат Маселко отмечает, что по делам судей, которые выносили неправомерные решения в отношении “майдановцев”, сбор информации “идет тяжело и долго” из-за недостатка ресурсов. К тому же сейчас осуществляется квалификационное оценивание судей и параллельно идет расследование в прокуратуре по некоторым из них. Для ряда служителей Фемиды это не стало проблемой, чтобы успешно пройти переаттестацию.

“Недавно пропустили судей Журбу и Гриненко. А на следующий день рассматривали других - и их уже притормозили именно в связи с тем, что были жалобы из центральной суддейской коллегии. Я не понимаю, или Высшая квалификационная комиссия судей (ВККС) не имела достаточной информации, или они другой подход применили”, - говорит адвокат.

Также комиссия объявила перерыв в решении вопроса в отношении председателя Киевского апелляционного административного суда Андрея Горяйнова для дополнительного изучения его досье.

Маселко говорит, что по судьям апелляционных судов сейчас, по сути, расследование не ведется, а прокуратура это объясняет тем, что сначала будут рассматриваться дела судей первой инстанции, а уже потом второй.

“То есть через 5 лет мы дойдем ко второй. Нас это тоже не устраивает, мы будем говорить, чтобы охватывали всех”, - резюмировал адвокат.

Есть прогресс и препятствия

Адвокат Автомайдана Роман Маселко говорит, что прогресс в делах Майдана есть и связывает его в первую очередь с правильной организацией процесса расследования. Сначала в киевской прокуратуре каждый эпизод расследовали отдельно, что, по мнению адвокатов, было неправильно, а в управление специальных расследований дело было передано в октябре.

В то же время у следствия много проблем.

“Огромный вопрос с ресурсами. Управление забрало эти все дела, а только по Автомайдану их 147. На это все, кажется, лишь трое следователей”, - объясняет Маселко.

Сам Сергей Горбатюк, кроме ресурсов, называет еще ряд процессуальных препятствий. Среди них уничтожение документации, невозможность осмотреть место преступления на первом этапе, бегство руководства государства и силовых ведомств.

“Вместо того, чтобы получить некоторое прямое доказательство, мы собираем десятки сотни косвенных. Есть также вопросы к времени проведения экспертиз, поскольку некоторые проводят по году-полтора, и мы ничего с этим сделать не сможем. Мы даже писали письма по поводу закупки дополнительного оборудования для экспертных учреждений, его закупили, но доставлено в судебно-медицинскую экспертизу Киева оно было лишь в декабре 2015 года. Есть много вопросов по координации действий в работе МВД и СБУ: в общем есть сотрудничество, но хотелось бы больше инициативности. Абсолютное большинство сотрудников МВД не способствуют расследованию, не предоставляют показаний, даже если они сами не совершали преступление. Только “не слышал, не видел, не знаю”, - рассказал Горбатюк.

В то же время представитель МВД Артем Шевченко заявил, что ответы сотрудников МВД - это вопрос допросов.

“Мы не можем говорить вместо них. они могут отвечать разное и по-разному”, - отметил он.

Шевченко также добавил, что сотрудники МВД не могут саботировать расследование дел Майдана, а четко и законно выполняют все поручения, которые получают от управления специальных расследований.

По его словам, силами МВД, еще до создания Нацполиции были расследованы и переданы в суд эпизоды по преступлениям в Мариинском парке 18 февраля, выдаче милицейского оружия “титушкам”, похищению Луценко и Вербицкого.

“Сотрудники МВД расследуют определенные эпизоды, которые управление “нарезает” для расследования Нацполицией. ГПУ являются главным следственным органом, который расследует “майдановские преступления”. Их много, они разные, растянутые во времени и по различным эпизодам. Поскольку у самой ГПУ нет оперативно-розыскных механизмов, а они есть исключительно у органов Нацполиции или СБУ, она дает поручение на проведение определенных следственных оператично-розыскных действий. Иногда УСР дает поручение на расследование целых эпизодов, которые так же расследуются Нацполицией, и расследовались еще тогда, когда Нацполиции не было”, - пояснил Шевченко.

Евгения Закревская, адвокат “Небесной Сотни”, главным препятствием расследований видит давление на руководителя управления специальных расследований, а также “открытые и циничные” попытки отстранить его от расследования.

“Очевидно, что самостоятельно руководство ГПУ не взяло бы на себя такую ответственность. У них есть на это разрешение или даже прямое указание”, - объясняет она.

Закревская также добавила, что саботаж есть не только со стороны МВД, а теперь уже и Нацполиции, ведь многие фигуранты уголовных производств - работники полиции, в частности бывшие “беркутовцы”, до сих пор не уволены.

По ее словам, даже те, которым вынесено подозрение и по которым обвинительный акт уже передан в суд, смогли пройти аттестацию и теперь считаются ценными работниками полиции.

На это Шевченко ответил, что количество “беркутовцев”, которые не работают в МВД или привлекаются к уголовной ответственности, равняется нескольким десяткам. При этом, по его словам, спецподразделение насчитывало до 4 тысяч человек (зимой 2014 численность “Беркута” планировали увеличить в 6 раз. - Ред.).

“Вопрос: прокуратура имеет претензии ко всем 4 тысячам? Ответ - нет. Она имеет претензии к нескольким - к руководству и к определенным руководителям. Соответственно, она имеет претензии, выдвигает подозрения, привлекает к ответственности. Соответственно, к ответственности привлекаются и увольняются”, - рассказал Шевченко.

Он также добавил, что немало людей убежали сразу после Революции Достоинства. Это крымский “Беркут”, а также те, кто были в управлениях МВД в Луганской и Донецкой области. Некоторые из них и остались на этих территориях.

”Все остальные несут службу в других подразделениях, проходят переаттестацию по графику, утвержденному в Нацполиции”, - пояснил Шевченко.

Стоит добавить, что в январе прокуратура сообщила о четырех “беркутовцах”, которые прошли аттестацию в Нацполиции, хотя и подозреваются в избиении “автомайдановцев” в ночь с 22 на 23 января 2014 года.

На это в полиции отметили, что упомянутые эск-спецназовцы прошли только “внутреннюю переаттестацию”, а Хатия Деканоидзе отметила что информация Генпрокуратуры не соответствует действительности.

При этом те сотрудники МВД, которые аттестацию не прошли, возобновляются или пытаются восстановиться в должностях через суды.

Роль Горбатюка

“То, что рассказывает Горбатюк, это правда. Ему вставляют палки в колеса. И здесь есть два момента: то, что связано с делами, и второе - мировоззренчески-концептуальное. Первое, пожалуй, даже играет меньшую роль”, - рассказывает Роман Маселко.

По его словам, начальник УСР при ГПУ проявился как человек, который не вписывается в систему.

“Он не готов выполнять указания, которые даются. Мы увидели, что он реально хочет как следователь завершить эти дела. Да, возможно, он делает это медленнее, чем хотелось, возможно, у него нет качеств, которые мы бы хотели увидеть у идеального следователя. Но этот человек не является игроком системы. Он пошел против нее, поэтому он - как кость в горле. Это стало основанием для того, чтобы его вытеснять”, - пояснил Маселко.

Адвокат также добавил, что Горбатюка пытались направлять по определенным делам. Мол, есть определенные эпизоды, которые власти сейчас выгоднее показать, сделать что-то под какую-то дату.

Маселко говорит, что власть пыталась использовать следствие в своих интересах и пробовала указывать Горбатюку, где ускориться, а где притормозить, даже если следствие идет нормально.

При этом адвокат заверил, что не идеализирует Горбатюка и, если не увидит от него результатов, то будет критиковать и его. Он также добавил, что в связи с заявлениями о давлении на руководителя УСР, все управление в напряженном состоянии.

В то же время Горбатюк в комментарии espreso.tv подтвердил, что его действительно пытались “направлять не туда” по определенным делам, а также добавил: “Я постоянно на страже того, чтобы на следователей было минимальное давление со стороны руководства и принимаю его преимущественно на себя”.

Евгения Закревская считает, что президента пугает то, что в прокуратуре может “завестись” независимый прокурор или следователь. Она напомнила, что кроме майдановских дел, управления Горбатюка расследует дела преступлений высокопоставленных чиновников-приспешников Януковича.

“Уже были многочисленные попытки повлиять позапроцесуальным способом на ход этих дел, выгораживая отдельных фигурантов. Отказ выполнять такие указания со стороны Горбатюка и стал причиной его преследования различными способами”, - говорит она.

Адвокаты, в случае отстранения Горбатюка, видят только один сценарий - развал расследования.

При этом Закревская отмечает, что это будет не только решением руководства ГПУ, но и волей президента.

“Это будет означать, что полный контроль за всем, что творится в ГПУ, является для руководства государства более важным, чем расследование майдановских дел. И ради восстановления полностью управляемой вертикали в ГПУ и искоренения “неуправляемых” независимых прокуроров расследованием убийств “Небесной Сотни” президент готов пожертвовать”, - рассказывает она.

 


Группы в социальных сетях: Группа Донбасс информационный в ВКонтакте   Группа Донбасс информационный в Facebook   Донбасс информационный в Одноклассниках   Донбасс информационный в Твиттере   Донбасс информационный в Instagram   Донбасс информационный в Telegram

Архив Новостей

2024 март
2024 февраль
2024 январь
2023 декабрь
2023 ноябрь
2023 октябрь
2023 сентябрь
2023 август
2023 июль
2023 июнь
2023 май
2023 апрель
2023 март
2023 февраль
2023 январь
2022 декабрь
2022 ноябрь
2022 октябрь
2022 сентябрь
2022 август
2022 июль
2022 июнь
2022 май
2022 апрель
2022 март
2022 февраль
2022 январь
2021 декабрь
2021 ноябрь
2021 октябрь
2021 сентябрь
2021 август
2021 июль
2021 июнь
2021 май
2021 апрель
2021 март
2021 февраль
2021 январь
2020 декабрь
2020 ноябрь
2020 октябрь
2020 сентябрь
2020 август
2020 июль
2020 июнь
2020 май
2020 апрель
2020 март
2020 февраль
2020 январь
2019 декабрь
2019 ноябрь
2019 октябрь
2019 сентябрь
2019 август
2019 июль
2019 июнь
2019 май
2019 апрель
2019 март
2019 февраль
2019 январь
2018 декабрь
2018 ноябрь
2018 октябрь
2018 сентябрь
2018 август
2018 июль
2018 июнь
2018 май
2018 апрель
2018 март
2018 февраль
2018 январь
2017 декабрь
2017 ноябрь
2017 октябрь
2017 сентябрь
2017 август
2017 июль
2017 июнь
2017 май
2017 апрель
2017 март
2017 февраль
2017 январь
2016 декабрь
2016 ноябрь
2016 октябрь
2016 сентябрь
2016 август
2016 июль
2016 июнь
2016 май
2016 апрель
2016 март
2016 февраль
2016 январь
2015 декабрь
2015 ноябрь
2015 октябрь
2015 сентябрь
2015 август
2015 июль
2015 июнь
2015 май
2015 апрель
2015 март
2015 февраль
2015 январь
2014 декабрь
2014 ноябрь
2014 октябрь
2014 сентябрь
2014 август
2014 июль
2014 июнь
2014 май
2014 апрель
2014 март
2014 февраль
2014 январь
2013 декабрь
2013 ноябрь
2013 октябрь
2013 сентябрь
2013 август
2013 июль
2013 июнь
2013 май
2013 апрель
2013 март
2013 февраль
2013 январь
2012 декабрь
2012 ноябрь
2012 октябрь
2012 сентябрь
2012 август
2012 июль
2012 июнь
2012 май
2012 апрель
2012 март
2012 февраль
2012 январь
2011 декабрь
2011 ноябрь
2011 октябрь
2011 сентябрь
2011 август
Copyright © 2011 - 2024 | donbass-info.com | При копировании информации с сайта активная ссылка обязательна!