новости, достопримечательности, история, карта, фотогалерея Донецкой области
Донбасс информационный - путеводитель по Донецкой области
Главная Архив новостей Наши Контакты Поиск по сайту:

Новости Донецка и области

2 октября 2016 года

История летних боев на приграничье еще только пишется

разгромленная колонна около Лисичьего 

разгромленная колонна около Лисичьего

История летних боев на приграничье еще только пишется, однако уже сейчас понятно, что это история не только поражений, но и побед. Об этом свидетельствуют, например, огромные потери боевиков 23 августа 2014 года в уничтоженной колонне около села Лисичье. Однако мало кто знает, что в том бою отличились совсем не армейцы, а бойцы из состава николаевского полка Национальной гвардии. Однако обо всем по порядку.

К концу июля 2014 года положение на Донбассе медленно, но верно стало выправляться: армия была отмобилизована и несколькими ударными кулаками пошла вперед, освобождая территорию от власти самопровозглашенных «ДНР» и «ЛНР». Впереди шли десантники, потом - механизированные части, а вот для контроля территории привлекались самые разнообразные формирования - типа батальонов территориальной обороны, спецчастей МВД и, конечно, Национальной гвардии (так как это их непосредственные задачи).

Что касается НГУ, то от каждого полка формировалось сводное подразделение - так называемый Военный оперативный резерв (ВОРез).

Сформирован он был и в составе Николаевского полка НГУ: 28 июля в зону АТО отправились 70 человек (из них 27мобилизованных) под командованием командира полка полковника Александра Оксенюка.

В отличие от армейских подразделений Нацгвардия отправлялась на войну с более или менее нормальным обеспечением - грузовики ЗИЛ благодаря спонсорской помощи компании «Нибулон» были обшиты бронелистами. Были и два БТРа - их экипажи уже находились на Донбассе с июня, будучи приданными другим подразделениям.

Первым местом базирования николаевцев стал блокпост напротив села Мариновка Шахтерского района. Заместитель комнадира полка полковник Вячеслав Краснопольский вспоминает: «Как себя вести, куда бежать и куда стрелять, мы поняли уже в первый день, точнее в первую ночь.

Прибыли на блокпост около 15.00, а уже в 19.00 нас начали обстреливать. Ночью - из минометов, а на рассвете заработали „Грады“. Утром уставшие были очень и, когда поняли, что наступило затишье, схватили лопаты и начали оборудовать блиндажи. Работали не покладая рук, даже готовить кушать было некогда, но к вечеру укрытия были готовы. Конечно, мы люди военные, в свое время учились и тактике, и инженерному делу. Вот только закреплять теоретические навыки пришлось под обстрелами. И на войне все эти умения приходят очень быстро...».

Несмотря на серьезные обстрелы, поначалу удалось обходиться без потерь. Однако ситуация на фронте постоянно ухудшалась, и Нацгвардию постепенно стали отводить севернее. Так, к 23 августа николаевцы были сосредоточены на блокпосту около села Лисичье Амвросиевского района.

В тот день произошло весьма памятное для всех событие.

Около 10:00 бойцы заметили колонну, которая состояла преимущественно «КамАЗов», «Уралов», «Газелей» под прикрытием двух БТРов. От штаба о том, что будет идти наша колонна, никакой информации не было, да и сомнений особенных в ее принадлежности тоже - шли со стороны границы, вскоре в бинокль были видны и сидевшие на броне боевики кавказской внешности, у многих на панамах были зеленые полосы с надписью «Чечня»...

Краснопольский вспоминает: «Как помните, в конце августа 2014-го ситуация в зоне АТО складывалась не в нашу пользу. Сепаратисты при поддержке российских войск захватили новые территории, нашим войскам приходилось сдавать позиции. Из-под Амвросиевки силы АТО начали отходить еще 19 августа, поэтому боевики не надеялись кого-то на том месте встретить. Конечно, они заметили наш блокпост, но спокойно двигались прямо на него и даже не поняли, что заехали прямо в засаду. Напротив, остановились, деловито вышли из машин, стали ломать наш флаг...

Дерзость террористов сыграла им не на пользу. В считанные минуты гвардейцами были подведены три грузовика с личным составом и боеприпасами, ехавших впереди. Сколько уничтожили живой силы, точно не скажу, но, поверьте, немало - в такой колонне бывает где-то до двухсот бойцов.

Нескольким задним машинам удалось развернуться и уехать, так что кто-то уцелел - может, половина, может, и меньше. Мы потом проверили их машины, нашли документы, ноутбуки с ценной информацией, оружие, в частности крупнокалиберные снайперские винтовки...».

Противник пытался организовать сопротивление - в этом бою погибли майор Смоляр, младший сержант Ярыш и старший солдат Бабкевич (посмертно были награждены орденом «За мужність» ІІІ степени). Кроме трех погибших, николаевцы не досчитались еще нескольких бойцов - впоследствии они все вышли на связь, кроме майора Алексея Петрова. В списках пленных он тоже не значился. Его однополчанам удалось узнать, что местные говорили о том, что чеченцы, которые вернулись к разгромленной колонне, рядом закопали два тела. Проверить эту информацию на данный момент не представляется возможным, так как территория находится в оккупации.

Попали в плен и четыре боевика - именно с их слов принято считать, что колонна была чеченской (реально, кроме чеченцев, в ней были горловские боевики Безлера и русские фашисты из РНЕ). Все они называли себя местными казаками, однако у одного был паспорт гражданина РФ. Их планировали передать СБУ, но в ходе выхода колонны они сгорели вместе с грузовиком, в котором их перевозили.

Сразу после боя николаевцы получили приказ отходить в направлении Амвросиевки, так как от разведки поступила информация, что на место боя выдвигается колонна вражеских танков.

Прибыв в районный центр, бойцы поняли, что ситуация на их направлении была критической - на околице поселка (в районе птицефабрики еще 20 августа) окопались боевики, а в самой Амвросиевке были только два блокпоста, на которых совместно дежурили пограничники и нацгвардейцы из херсонского и запорожского полка.

Поэтому следующий приказ был вполне ожидаем: выдвигаться в направлении Мариуполя. Из оставшихся командование сформировало две колонны, которые 24 августа отправились разными маршрутами. Забегая вперед, отметим, что ни одна до пункта назначения не дошла...

Николаевцы попали в одну колонну с гвардейами из Золочева, Херсона и Одессы, колонну возглавил заместитель начальника управления Южного оперативно-территориального объединения НГУ по общественной безопасности полковник Сергей Махотин.

Путь колонны лежал через брошенные блокпосты 5-го батальона территориальной обороны «Прикарпатье». На одном из них (н. п. Войковское, в 20 км от Амвросиевки) колонна попала в засаду.

Большей части колонны (БТР, два ЗИЛа и пограничный УАЗ «Хантер») удалось проскочить и на скорости въехать в Войковское, спешившись и заняв оборону. Однако ЗИЛ с бойцами, три грузовика с топливом, боекомплектом и продуктами остались догорать на дороге.

Бойцы из обстрелянной части колонны под сильным огнем стали самостоятельно выходить. Двенадцать бойцов вывел психолог отделения по работе с личным составом николаевского полка капитан Сергей Капитонов.

Он вспоминал: «Гремели взрывы, машины горели, я не знал, сколько людей у меня осталось. Помню, как кричал: „Все живы, руку вверх!“ ... Мы рассредоточились и изо всех сил побежали в направлении окраины Войковского, до которой было не так уж далеко - метров 150, может, 200. Однако это была абсолютно открытая местность, интенсивно обстреливалась! К счастью, мы без потерь добрались сначала до огородов местных жителей, а затем и до центра поселка».

Кроме группы Капитонова, выйти пытались еще трое гвардейцев под командованием офицера военной контрразведки СБУ. Николаевцы - младший лейтенант Александр Носов, старший солдат Владимир Антикало и боец херсонского батальона солдат Дмитрий Максимов хотя и добрались до ближайшей посадки, однако попали в плен (вернулись домой по обмену в марте 2015 года).

До сегодняшнего дня без вести пропавшими считаются четыре военнослужащих: подполковник Вячеслав Саражан, майор Евгений Вирич и сержант Евгений Валькович.

Установлен факт гибели только одного бойца - 33-летнего мобилизованного солдата Юрия Смирнова, тело которого вспоследствии удалось вернуть через посредников.

Тем временем на улицах села разгорелся настоящий бой. Выстрелом из ПТУРа боевики подбили БТР, минометной миной был подбит бронированный ЗИЛ. Из села смогли вырваться только три грузовика и «Хантер». Однако буквально через несколько километров они снова попали в засаду - одна машина, груженная боеприпасами, сгорела, люди не пострадали.

В итоге бойцам (а их на тот момент оставалось 63 человека) ничего не оставалось, как заночевать фактически в поле, пытаясь выйти на связь и сориентироваться в обстановке.

Высланная разведка принесла неутешительные новости: впереди - село Обрезное, где находится вражеский блокпост, справа, в районе железнодорожного переезда, - еще один, а слева - позиции артиллерийской батареи. Фактически наши бойцы оказались в окружении, без еды и боеприпасов.

Боевики обнаружили расположение военных, однако не спешили атаковать, выдвинув ультиматум: либо они сдаются, либо их накрывают минометным огнем. Вышедшие на переговоры майор Юрий Нечитайло и мобилизованный солдат Виктор Астапчук попали в плен (солдат был освобожден через две недели, майора обменяли в марте 2015 года).

В итоге при попытке вырваться на двух машинах все наши бойцы попали в плен к россиянам и были отконвоированы за границу. Процедура вынужденного перехода границы была проста и не заняла много времени - у них забрали бронежилеты и личные вещи, всех проверили миноискателями и посадили в тентованные КамАЗы российской армии. Оружия при них не было - перед попыткой прорыва они привели его в негодное состояние и закопали в посадке.

С грузовиков их сгрузили где-то в поле в Ростовской области, где находился лагерь по подготовке боевиков. Россияне переписали личные данные и обращались достаточно нормально, а вот находившиеся тут же казаки и чеченцы устроили настоящий террор. Оказалось, что это были остатки той колонны, которая была разгромлена под Лисичьим, и многие из них потеряли в том бою друзей и даже родственников (так, один из главарей постоянно кричал, что у него там погиб брат). «На память» об этих страшных днях многие николаевцы вернулись с надрезами ушей.

Все чудесным образом изменилось на третий день: в поле вырос лагерь с душем и столовой. Им разрешили помыться, выдали спальные мешки, куда-то исчезли чеченцы. Появились телекамеры и даже украинский консул.

После его отъезда «гвардейцев» погрузили на КамАЗы, отвезли в Таганрог и без объяснений погрузили в самолет. Затем было приземление в Белгороде, откуда прямо с аэродрома автобусами их отвезли на границу. Около трех утра 31 августа процедура обмена была завершена - их поменяли на костромских десантников, которые ранее попали в плен под Иловайском.

А потом было прибытие в Харьков, где им выдали новенькую форму, досрочное присвоение воинских званий и, наконец, отъезд поездом в Николаев, где их на перроне встречали как героев. Так завершилась первая, но, увы, не последняя командировка николаевских гвардейцев на Донбасс.

fraza.ua

 


Группы в социальных сетях: Группа Донбасс информационный в ВКонтакте   Группа Донбасс информационный в Facebook   Донбасс информационный в Одноклассниках   Донбасс информационный в Твиттере   Донбасс информационный в Instagram   Донбасс информационный в Telegram

Архив Новостей

2024 март
2024 февраль
2024 январь
2023 декабрь
2023 ноябрь
2023 октябрь
2023 сентябрь
2023 август
2023 июль
2023 июнь
2023 май
2023 апрель
2023 март
2023 февраль
2023 январь
2022 декабрь
2022 ноябрь
2022 октябрь
2022 сентябрь
2022 август
2022 июль
2022 июнь
2022 май
2022 апрель
2022 март
2022 февраль
2022 январь
2021 декабрь
2021 ноябрь
2021 октябрь
2021 сентябрь
2021 август
2021 июль
2021 июнь
2021 май
2021 апрель
2021 март
2021 февраль
2021 январь
2020 декабрь
2020 ноябрь
2020 октябрь
2020 сентябрь
2020 август
2020 июль
2020 июнь
2020 май
2020 апрель
2020 март
2020 февраль
2020 январь
2019 декабрь
2019 ноябрь
2019 октябрь
2019 сентябрь
2019 август
2019 июль
2019 июнь
2019 май
2019 апрель
2019 март
2019 февраль
2019 январь
2018 декабрь
2018 ноябрь
2018 октябрь
2018 сентябрь
2018 август
2018 июль
2018 июнь
2018 май
2018 апрель
2018 март
2018 февраль
2018 январь
2017 декабрь
2017 ноябрь
2017 октябрь
2017 сентябрь
2017 август
2017 июль
2017 июнь
2017 май
2017 апрель
2017 март
2017 февраль
2017 январь
2016 декабрь
2016 ноябрь
2016 октябрь
2016 сентябрь
2016 август
2016 июль
2016 июнь
2016 май
2016 апрель
2016 март
2016 февраль
2016 январь
2015 декабрь
2015 ноябрь
2015 октябрь
2015 сентябрь
2015 август
2015 июль
2015 июнь
2015 май
2015 апрель
2015 март
2015 февраль
2015 январь
2014 декабрь
2014 ноябрь
2014 октябрь
2014 сентябрь
2014 август
2014 июль
2014 июнь
2014 май
2014 апрель
2014 март
2014 февраль
2014 январь
2013 декабрь
2013 ноябрь
2013 октябрь
2013 сентябрь
2013 август
2013 июль
2013 июнь
2013 май
2013 апрель
2013 март
2013 февраль
2013 январь
2012 декабрь
2012 ноябрь
2012 октябрь
2012 сентябрь
2012 август
2012 июль
2012 июнь
2012 май
2012 апрель
2012 март
2012 февраль
2012 январь
2011 декабрь
2011 ноябрь
2011 октябрь
2011 сентябрь
2011 август
Copyright © 2011 - 2024 | donbass-info.com | При копировании информации с сайта активная ссылка обязательна!