новости, достопримечательности, история, карта, фотогалерея Донецкой области
Донбасс информационный - путеводитель по Донецкой области
Главная Архив новостей Наши Контакты Поиск по сайту:

Новости Донецкой области (Донбасса) и Украины

14 октября 2018 года

Вселенский патриархат дал толчок украинским церквям к объединению

патриарх Варфоломей

В украинском православии по воле Вселенского патриарха Варфоломея начались тектонические сдвиги. Во-первых, Константинополь отменил анафему, наложенную Московским патриархатом на главу Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета , а заодно признал главу Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) Макария. Во-вторых, Вселенский патриархат назвал незаконным переход Киевской митрополии к Русской православной церкви в 1686 году и установил подчинение церковной территории напрямую себе. Все это в целом является необходимым для предоставления автокефалии православной церкви, но Томос будет получен только после объединительных процессов между церквями внутри Украины. "Апостроф" собрал мнения экспертов и церковников о решениях Синода Вселенского Патриархата и перспективах создания единой поместной церкви.

Религиовед Людмила Филиппович: "Алгоритм получения автокефалии разработан, все идет в соответствии с планом. Ничего неожиданного в решениях Вселенского патриарха нет. Сначала снимается анафема с патриарха Филарета, потом выдается томос об автокефалии православной церкви в Украине, но после созыва объединительного собора и избрания нового патриарха. Нельзя перешагнуть через определенные этапы, хотя, конечно, хочется, чтобы все было сразу.

Нужно сделать все шаги. В Константинопольской патриархии не работают с кондачка. За этими людьми тысячелетняя история. Они привыкли работать фундаментально, чтобы сделать все раз и навсегда.

Но то, что сняли анафему с патриарха Филарета, еще не делает канонической церковью Киевский патриархат. Просто иначе владыка Филарет не был бы допущен к участию во всеукраинском архиерейском соборе и не смог бы принять участие в выборах патриарха уже новой Церкви. Теперь он имеет все права, какие имеют остальные православные. Как и глава УАПЦ Макарий. А они - признанные полноправные епископы. Это решение по праву - историческое".

Религиовед Тарас Антошевский: "Идет последовательный процесс по приближению автокефалии украинской церкви. Здесь скорость очень вредит. Греки делают один за другим необходимые шаги, которые приведут к автокефалии православной церкви в Украине. Сегодняшний шаг означает, что они могут спокойно продолжать общение с украинским православным епископатом, который хочет официального канонического признания.

В чем была проблема? Существовала московская анафема в отношении патриарха Филарета. УАПЦ не имела анафемы, но ее епископат не был признан. Поэтому их обращения к Константинопольскому патриархату могли восприниматься как заявления простых граждан Украины или, как некоторые говорили, раскольнических объединений. Чтобы они получили статус канонического объединения епископов или Синода, нужно было признать их хиротонию (в православной церкви посвящение лиц духовного звания в определенный сан, например, епископа, священника, дьякона - apostrophe.ua). Только в этом случае патриарх Филарет признавался настоящим епископом, ведь только в этом случае он мог рукополагать других епископов. И до тех пор, пока не была снята анафема с патриарха Филарета и митрополита Макария, все их посвящения в епископы считались недействительными. Этот вопрос теперь снят.

У епископата разных церквей, выступающих за автокефалии сейчас два варианта. Или они объединяются и создают общий церковный дом, или нет. Я наблюдаю за их общением и попытками объединения на протяжение десятка лет, и проблемой очень часто были амбиции, непорядочность. То, что называют человеческим фактором. Но сейчас они оказались в ситуации, когда паства будет требовать движения навстречу друг другу. Если они не подпишут некий документ, то обрекут себя на маргинес. Ведь в Украине, кроме УПЦ МП, УПЦ КП и УАПЦ, существуют около десяти мелких православных церквей, паства которых насчитывает десяток человек. Хотят ли крупные церкви скатится до этого уровня - вопрос открытый…

Я считаю, что украинское государство имеет рычаги на их повлиять, потому что это государственный вопрос.

Вопрос с восстановлением Киевской митрополии до конца непонятен. Что мы видим: аннексия Киевской митрополии Московским патриархатом не признается, и, значит, Константинополь восстанавливает митрополию, и она может рассчитывать на автокефалию. Но фактически митрополия существует виртуально. Ее сейчас нет, а есть УПЦ КП, УАПЦ и УПЦ МП, которые существует с точки зрения украинского законодательства. Чтобы процесс двигался дальше, может произойти восстановление киевской митрополии на основе указанных церквей и их епископата с перспективой томоса из рук Константинополя…

Еще один дискуссионный вопрос - территория митрополии, которая несколько столетий назад включала, например, современные Беларусь и Литву. Но сейчас не спорить нужно, а напротив - в тишине принять необходимые решения в русле получения томоса.

Священник УПЦ МП Алипий Светличный на своей странице в Facebook: "Я бы порадовался за Филарета (Денисенко), ведь снятие анафемы не просто возвращает его в правовое поле Церкви, но дает ему шанс на спасение души.

Однако сам Константинополь при объявлении о снятии анафемы в Филарета, возглашенного Архиерейским собором РПЦ, входит нарушением церковных же канонов в область анафемы. Поскольку Филарет отлучен был не от Константинопольской церкви, а от Русской православной церкви, а через отлучение от Русской Церкви, отлучен от всей полноты православной церкви.

После признания раскола, учиненного Филаретом, за благое дело, Константинополь, больше не может быть православной церковью, выйдя из нее добровольно своими деяниями. И это так же верно, как и Римская церковь больше не православная Церковь, совершив в свое время злодеяние раскола и ереси".

Бывший глава информационно-просветительского отдела УПЦ МП и пресс-секретарь блаженнейшего митрополита Владимира протоиерей Георгий Коваленко: "Следующий шаг в направлении томоса зависит не только от решений Константинополя, а и от тех процессов, которые будут происходить в Украине… Найдут ли общий язык ветви украинского православия? Это вопрос не к Вселенскому патриарху, а к нам. Подлинные христианские договоренности там, где каждый ищет не только свой интерес, а готов пожертвовать, уступить для общего блага и заповедываемой Христом любви. Если это будет продемонстрировано, то шансы договориться увеличиваются.

Но нужно понимать, что одна история украинской автокефалии для иерархов, а другая - для духовенства и верующих. У иерархов могут быть амбиции и даже материальный интерес. И это запрос на то, чтобы создавалась Церковь не имперского типа как в Москве. А та Церковь, что ищет ответы на вопросы людей и является моральным авторитетом, и формирует фактически мировоззренческую повестку дня в стране. Для сравнения: если мы хотим победить коррупцию, то без мировоззренческих перемен это невозможно. То же самое и в церковной среде…

Предвижу многолетний соборный процесс внешнего институционирования Церкви и наполнения ее внутренним содержанием. Вопрос - покрестить, обвенчать, отпеть - решен, если возникнут две церковные юрисдикции в стране (то есть новая Церковь и нынешняя УПЦ МП - “Апостроф”). Каждый пойдет туда, куда хочет. Но есть еще потребность общества в неком христианско-социальном посыле. Чтобы христианство стало частью нашей жизни не только в смысле культового обряда, а в смысле мировоззренческом. И здесь выдача документа (томос - “Апостроф”) ничего не решает. И если в этом плане будет развитие, то у этого проекта есть будущее. А если все вопросы будут виться вокруг должностей в этой Церкви и ничего не поменяется, то очень быстро наступит разочарование…

Как объединяться? Если выбирать формат по образцу “кого больше, тот получает все”, то это неудачный пример из украинской политики, когда получивший 51% голосов на выборах начинает сразу уничтожать того, у кого 49% голосов. Мне кажется, что новая Церковь должна пойти другим путем.

Денис Рафальский

 


Группы в социальных сетях: Группа Донбасс информационный в ВКонтакте   Группа Донбасс информационный в Facebook   Донбасс информационный в Одноклассниках   Донбасс информационный в Твиттере   Донбасс информационный в Instagram   Донбасс информационный в Telegram
Отправить пост в социальную сеть:

Архив Новостей

2021 сентябрь
2021 август
2021 июль
2021 июнь
2021 май
2021 апрель
2021 март
2021 февраль
2021 январь
2020 декабрь
2020 ноябрь
2020 октябрь
2020 сентябрь
2020 август
2020 июль
2020 июнь
2020 май
2020 апрель
2020 март
2020 февраль
2020 январь
2019 декабрь
2019 ноябрь
2019 октябрь
2019 сентябрь
2019 август
2019 июль
2019 июнь
2019 май
2019 апрель
2019 март
2019 февраль
2019 январь
2018 декабрь
2018 ноябрь
2018 октябрь
2018 сентябрь
2018 август
2018 июль
2018 июнь
2018 май
2018 апрель
2018 март
2018 февраль
2018 январь
2017 декабрь
2017 ноябрь
2017 октябрь
2017 сентябрь
2017 август
2017 июль
2017 июнь
2017 май
2017 апрель
2017 март
2017 февраль
2017 январь
2016 декабрь
2016 ноябрь
2016 октябрь
2016 сентябрь
2016 август
2016 июль
2016 июнь
2016 май
2016 апрель
2016 март
2016 февраль
2016 январь
2015 декабрь
2015 ноябрь
2015 октябрь
2015 сентябрь
2015 август
2015 июль
2015 июнь
2015 май
2015 апрель
2015 март
2015 февраль
2015 январь
2014 декабрь
2014 ноябрь
2014 октябрь
2014 сентябрь
2014 август
2014 июль
2014 июнь
2014 май
2014 апрель
2014 март
2014 февраль
2014 январь
2013 декабрь
2013 ноябрь
2013 октябрь
2013 сентябрь
2013 август
2013 июль
2013 июнь
2013 май
2013 апрель
2013 март
2013 февраль
2013 январь
2012 декабрь
2012 ноябрь
2012 октябрь
2012 сентябрь
2012 август
2012 июль
2012 июнь
2012 май
2012 апрель
2012 март
2012 февраль
2012 январь
2011 декабрь
2011 ноябрь
2011 октябрь
2011 сентябрь
2011 август
Copyright © 2011 - 2021 | donbass-info.com | При копировании информации с сайта активная ссылка обязательна!